У супругов Гусевых конкуренция: у каждого свое ведро, строгий учет рыбы
Светлана Николаевна и Людмила Петровна – подруги. Судьба так распорядилась, что две рыбачки со стажем купили дачи по соседству. Теперь на рыбалке почти всегда вдвоем. Особенно любят ночную ловлю. Без пяти минут три встречаются у дома Светланы Николаевны. Никаких звонков и стуков по окну. Тут особый сигнал: лишь только завидит огонек сигаретки Петровны – уже на пороге. Следуют мерным шагом, тихо переговариваясь, к своему пруду, шутливо прозванному Иссык-Кулем. Звучного имени удостоился небольшой водоем в поселке Искра, неподалеку от дач.
В мире рыбаков не без войны
На рыбалке, исконно мужском занятии, как и при вождении машины, уповать на джентльменство не приходится. Так уж повелось, что здесь дам недолюбливают и серьезными мастерами не признают. Но эти женщины сломали стереотип.
У Светланы Николаевны, ныне 64-летней пенсионерки, в прошлом – завкафедрой в вузе, муж, как и она, заядлый рыбак. Работал в КГБ, потом в ФСБ. С сотрудниками часто выезжал на рыбалку, но вот уговорить их взять жену ни разу не удавалось. Как-то, поставленный старшим, он все-таки решился позвать Светлану Николаевну с собой. Только та вошла в автобус, как весь салон стал выказывать недовольство: «Вот, бабу притащил! Ну все, готовьтесь загорать. Рыбалка накрылась!» Глава семейства отбивался: «Эта баба еще вас всех обловит!» Мнение о гостье коллектив поменял. Старательно забрасывая удочки, она усердно училась у мастеров насаживать наживку, правильно вытаскивать из воды рыбину. Постепенно стало получаться. А со временем и действительно многих профи стала обходить. Теперь «серые пиджаки» зовут Светлану Николаевну с собой всегда. «Владимир Алексеевич мой даже с ревностью к телефонной трубке подзывает – вон, иди, твои рыбаки звонят!» – смеется женщина.
Недовольство со всех сторон, как только женщины впервые попадают на какой-нибудь пруд. Но пяти минут достаточно, чтобы на лицах рыбаков появилось недоумение, которое сменяется восхищением, а нередко даже и завистью… На своем родном «Иссык-Куле» этих рыбачек знает вся округа. Так что здесь – только почет и уважение. Для Людмилы Петровны, к примеру, местные мужчины построили приваду (мостик, с которого удобно ловить рыбу). Ее никто не осмеливается занимать. А если и придут сюда, то, только завидев хозяйку вдали, сматывают удочки. Все рыбаки подобострастно наблюдают за мастерицами и ждут удобного момента, чтобы украсть у них какой-нибудь секрет.
«Как-то на огороде вдруг подумала, может, на личинки колорадского жука попробовать ловить, – вспоминает Людмила Петровна. – Пришла на пруд: одна за одной… А у других ну никак не клюет. Я Светке сказала, стали вместе на личинку ловить. Рыбаки не поймут – что у нас за секрет такой… Как-то раз пошли на рыбалку со Светкиным мужем. Он ей шепотом так, чтоб всем тайну не выдавать – «Свет, подай наживку». Она не слышит. Он опять: «Свет, ну подай!» Она опять не разберет. Тут он не выдержал, повысил голос и как крикнет: «Да колорадского жука дай, Свет!» «Спалились» перед всем прудом. Теперь наш фирменный прием знают все».
Рыбаки считают, что их рацион питания сохраняет молодость и дарит бодрость
Рыбалка сродни алкоголизму
Такой зависимостью болеют всю жизнь. Удочки взяли в руки, когда обеим было по 12 лет – первая часто гостила в деревне, вторая жила в частном доме рядом с Тускарью. Так что, если считать этот ранний опыт, рыбацкий стаж у женщин уже более пяти десятков.
Они вообще очень похожи. Даже то, как познакомились, удивляет: у обеих были собаки, которые сцепились в дачном поселке. Разняли, улыбнулись, и разговор как-то сам собой вышел на тему о рыбалке…
Одной – 64 года, второй – 63. Обе одержимы, рыбалка для них – дело всей жизни. Людмила Петровна говорит, что это занятие не только сродни алкоголизму, но и азартным играм. Три дня посидит дома, и уже «не в своей тарелке». И это при том, что нездорова – у нее вторая группа инвалидности по общим заболеваниям. «На днях разыгралась моя язва, я еле доплелась до врача, приползла обратно, слегла, и тут зазвонил телефон, – улыбается Бирюкова. – Знакомый стал звать на рыбалку, спросил, сколько мне нужно времени на сборы. Я как ни в чем не бывало ответила, что через полчаса буду готова, забегала из комнаты в комнату… А мне, между прочим, все врачи говорят, что, если бы не рыбалка, давно бы на свете меня не было».
Светлана Николаевна и ее муж выглядят моложе своих лет. Они бодры и энергичны. Гусевы даже шутят, что это все благодаря рыбе – уловы у них всегда большие, знают много рецептов, мяса едят мало.
Муж у Бирюковой не рыбак: «Если придет на пруд меня забирать, жди беды. Всегда проверяю – где мои поплавки, где мои крючки?! Он где пройдет – все порвет». В семье же Гусевых большая конкуренция. На рыбалке у каждого свое ведро, в конце дня подводят итоги, чей улов больше. «Если в спешке кто-то кинул рыбу в чужое ведро, будем ворчать, – смеется Светлана Николаевна. – Каждый будет убеждать, что та рыба, что больше, его, мол, эту не тронь, твоя – вон та маленькая!»
У Гусевой – свои особые приметы, в которые Бирюкова верить отказывается. «Два светила на небе, лова никакого», – это Светлана Николаевна о соседстве солнца и луны в разное время суток А Петровна только и знает, что подхихикивает. Первая ведет дневники – строго записывает, какую рыбу выловила в какой день, в каком количестве и сколько килограммов. Для Бирюковой это детские забавы. Но вот парадокс: Людмила Бирюкова помнит свой самый большой трофей, а Светлана Гусева – нет. Начинает припоминать, вес называя лишь приблизительно. Причем тут обязательно вмешается муж: «Да это не ты, а я поймал. Да не твой это карась был, мой!» Только общими усилиями вспоминают, что трофей Гусевой приближался к шести килограммам. А Бирюкова сразу выдает, что ее рекорд – это карп в пять кило, и принимается за рассказ: «Я тогда на карася пошла, крючки совсем мелкие были. Но на наживку сел карп. Сын, хоть и не рыбак, подхваткой помог вытащить».
К слову, любовь к делу эти две дамы пытаются привить младшему поколению с одинаковым усердием. У Гусевых продолжателем семейной традиции стал младший сын… Потом потихоньку и его супруга стала рыбачить, и дочь подтянулась. Да, и у старшего сына Светланы Николаевны потихоньку просыпается интерес. У Бирюковой страсть к увлечению пока передается только по женской линии. Рыбалка увлекает 34-летнюю дочь.
Людмила Петровна любовь к рыбалке в семье передает по женской линии
Лучшая наживка – мохеровый шарф
У рыбаков, оказывается, есть традиция встречать Новый год на реке с удочками в руках. По крайней мере, такого обычая придерживается семья Гусевых. На зимнюю рыбалку Светлана Николаевна попала впервые 17 лет назад, с тех пор ее и полюбила. Больше всего, пожалуй, супругам запомнилась встреча 2003 года. Отмечали праздник в деревне Брежнево под Курском. Стукнул мороз под 30 градусов, поймать ничего не удалось, всю ночь просидели в плохо отапливаемом доме в шубах да телогрейках.
Вообще, Светлана Николаевна и Владимир Алексеевич много путешествовали. Где бы ни жили (в санатории или комнате в частном секторе), супруги всегда отправлялись на рыбалку. Порыбачили и в Махачкале, и в Краснодарском крае, и на Байкале… Личная статистика Светланы Николаевны свидетельствует, что они с мужем побывали более чем на девяноста водоемах. Бывало, на крючок попадалась очень диковинная рыба. Однажды, к примеру, вытащили карасей голубого цвета. Видимо, такая раскраска предопределена цветом растительности на дне. В Архипо-Осиповке клюнула рыба, о которой Гусевы не знали – называется она «барабулька». Эта представительница отряда окунеобразных очень понравилась супругам на вкус. Там же, в Краснодарском крае, на наживку позарился целый «морской отряд» – морской черт, морской ерш и морская собака. Когда Светлана Николаевна вытащила последнюю, обомлела. «Это просто какое-то чудище, – делится впечатлениями курянка. – У нее такая пасть отвратительная. Причем рыба издает какой-то лающий звук. А когда я ее в руки взяла, она стала кусаться. Хватает и хватает за руки. И причем зубы острые такие». Всю морскую «стаю» рыбачка поспешила выпустить обратно в воду.
Людмила Бирюкова говорит, что может не спать по двое суток кряду, да и о еде на рыбалке вовсе забывает. Азарт полвека назад охватил и нашу вторую героиню. Она состоит в обществе рыболовов, не раз участвовала в областных соревнованиях. О любимом занятии обе рассказывают взахлеб. Так что где они, отличия мужской рыбалки от женской?! Разве что представителей во второй команде меньше… А так женская лига даже обыгрывает сильный пол. Смекалка, присущая женской натуре, проявилась и тут. Знакомые Светланы Николаевны до сих пор посмеиваются, вспоминая историю про то, как она ловила рыбу на… шарф. «Такой клев был! Что-то мне вдруг стало жалко червяка тратить – рыба ну просто одна за другой шла на крючок. Я смотрю – а у меня шарф мохеровый красный, нитки прям под цвет наживки. Я оторву ниточку, червем ее обмажу, чтобы запах был, и на крючок. Такого хорошего клева не припомню. Еще паре рыбаков ниток из шарфа вытянула. Пускай ловят, что мне, жалко что ли?»
Оксана САНИЦКАЯ
«Друг для друга»