«Горячая линия» рыбоохраны

Не ловись, стерлядка, ни большая, ни маленькая

06 июля 2009
Мальки выращены из икры, полученной от собственного маточного стада окской стерляди (специалисты выделяют окскую стерлядь в особый подвид: она гораздо крупнее волжской). Начальник цеха по разведению осетровых Вячеслав Шебанин – один из немногих в России специалистов, владеющих методом прижизненного получения потомства: икру рыбы получают путем трудоемкой микрохирургической операции, при этом рыба не погибает. Двухмесячные мальки весом 3 грамма отлично приживаются в Оке. По наблюдениям специалистов, около 60% этой молоди выживет (для сравнения: выживаемость при естественном нересте в реке – 0,01%). Кормовая база в Оке сейчас отличная.
- Взрослые особи, родители этих мальков, весят около пяти килограммов, - говорит Вячеслав Шебанин, - мне приходилось держать в руках экземпляр стерляди весом больше десяти килограммов, выловленный под Алексином. Окская стерлядь и в старину ценилась высоко: килограмм балыка этой рыбы меняли на килограмм осетровой икры…
Выпущенные на волю стерлядки долго держатся около берега. Привыкнув в ограниченному пространству родного цеха, они не торопятся отправляться в дальнее плавание. За мероприятием по зарыблению Оки наблюдала комиссия специалистов Росрыболовства.
- Это природоохранное мероприятие профинансировало ООО «Финстрой» - предприятие, которое в результате своей деятельности причинило вред объектам водохозяйственного значения на сумму 780 000 рублей, - говорит председатель комиссии, начальник отдела Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Александр Давыдов. - На территории ЦФО только два предприятия занимаются промышленным производством молодняка стерляди: Алексинский химкомбинат и цех в поселке Рыбное Дмитровского района Московской области. В Тульской области по рыболовно-биологическим обоснованиям можно было бы выпустить в Оку 2,2 млн мальков стерляди. Но на эти цели понадобилось бы более 25 млн рублей…
- Подчеркнем, что на зарыбление Оки идут не бюджетные средства, а деньги тех, кто наносит ущерб водным биоресурсам, то есть предприятий и алексинских, и московских, и калужских, - рассказывает начальник отдела госконтроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Тульской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Николай Староверов. – В прежние годы только энтузиасты зарыбляли реку, а теперь, с появлением приказа Росрыболовства, эта деятельность получила законодательную базу. Важно, что компенсация за ущерб биоресурсам не обезличивается на счетах разных структур, а идет целевым образом на зарыбление. Вот, он, малек окской стерляди, его можно руками пощупать. Хотя лучше этого не делать…..
По правилам рыболовства, пойманную в Оке стерлядь любого размера и веса положено отпускать на волю.

Екатерина Назарова.
Фото автора.


Газета «Молодой коммунар»
от 03.07.2009 г.