Для того, чтобы поймать браконьеров с поличным и наказать, как того требует закон, на служебной «буханке» рыбных инспекторов мы отправились в дозор по Десногорскому водохранилищу – одному из самых живописных мест Смоленщины. До боли, напрягая зрение, в сматривались в окна автомобиля, дабы уличить любителей нелегальной рыбалки. На ухабах машину подбрасывало так, что в полной мере понимаешь участников ралли Париж – Дакар. Обстановку разряжали рассказы из богатой практики начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Смоленской области Давида Жвитиашвили.
Ловят они, ловят их
К сожалению, незаконная рыбалка – явление, весьма часто встречающееся на смоленской земле. И браконьерство всегда отличается жестокостью и дикостью. В арсенале «черных рыбаков» сейчас можно найти самые современные технические и транспортные средства, помогающие им осуществлять их преступный замысел.
– Мы выявляем и привлекаем к ответственности тех, кто не желает выполняем требования, изложенные в законе по охране объектов водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также «косарей», варварским способом уничтожающих рыбу, и «умельцев», использующих такие запрещенные средства, как, например, сети, – заявил Давид Яковлевич. – Зачастую рейды занимают несколько дней. Встаем не то что рано, а очень рано: в самом начале нового дня, когда еще и солнце-то последний сон досматривает. Рыбак, как известно, пташка ранняя, завтракает на рассвете, тут-то её и караулит браконьер. А мы его подлавливаем. Такие вот казаки-разбойники. Иногда в ходе поездки возникают достаточно опасные ситуации. Люди-то разные встречаются. Случается, что реагируют на наши требования не совсем адекватно. Выручают сопровождающие нас бравые ребята – бойцы ОМОНа.
Машина знай свое место!
В шашлычно-купальный сезон самое распространенное правонарушение, за которое приходится чаще всего платить автомобилистам, покинувшим пределы дорог, – это парковка машин вблизи водоема. Только выехав на «поле деятельности», мы увидели шумную компанию, весело отдыхавшую неподалеку от манящей водички. Мои спутники сразу же насторожились. И не зря. На траве возле автомобиля валялись запакованные сети, да и сама машина находилась ближе, чем в положенных 50 метрах от воды. На резонные замечания инспектора граждане отдыхающие отреагировали весьма бурно, если не сказать нагло. Пригласив нас «раздавить вместе пузырь» и получив отказ, одна из женщин даже попыталась проклясть обидчиков. Однако испугать видавших виды инспекторов было сложно. Сети моментально изъяли. А за неправильное расположение «железного коня» придется выплатить штраф в размере от 300 до 500 рублей. Следующим провинившимся оказался мужчина, бесцеремонно мывший свой автомобиль прямо возле водоема.
– Вы вообще в курсе, что парковать машину нужно на «правильном» расстоянии, – отметил инспектор. – А мыть её рядом с водоохраной зоной – вообще наглость.
– Я о таком законе и не знал вовсе, – широко раскрыв глаза от удивления, ответил испуганный нашим появлением рыбак.
– Теперь будете знать, – отозвался инспектор, выписывая положенный штраф.
Рыбные гопники
Последнее время на Смоленщине развелось множество так называемых «косарей», наносящих громадный вред рыболовному хозяйству. Эти, с позволения сказать гопники добывают улов, закидывая в воду огромные «косы» с железными крюками, стараясь при этом нанизать рыбу на остроконечное жало. Такой способ иначе как варварский не назовешь – едва ли не большинство рыб срываются и погибают от ран. Несколько таких «спецов» нам удалось застать с поличным.
Первый пойманный врасплох «косарь» весьма развязно заявил: «Осечек у меня практически не бывает. Вытягиваю рыбу и до 5, и до 10 килограммов. А штраф… Ну что ж, не впервой».
Второй нарушитель оказался менее разговорчив.
– Особого желания общаться я не испытываю, – ответил молодой человек на нашу попытку завязать беседу. – «Косить» пошел впервые. Сапоги вот специально купил, катушку тоже. Хотел жену рыбкой побаловать. Видно, не судьба.
– Ну не все так плохо – сапоги-то мы не отбираем, – пошутил Давид Яковлевич. – Зато теперь наука будет.
А третий горе-рыболов, заметив нас, и вовсе поник. «Единственную кормилицу забираете, – сказал он, увидев, что инспектора уносят его орудие. – Эх..» Да помимо того, что незадачливым рыболовам пришлось проститься с полюбившейся им за время лова «косой», их еще и штрафом от 1000 лдо 2000 рублей «одарили».
Ловись, рыбка, большая и… всякая
Спустя некоторое время мы пересели на «моторку». Настала пора искать «водных» браконьеров. И вот мы плывем, плывем, плывем… А «клиентов» нет и нет. И только в моей голове возникла мысль о том, что может, правильно говорится, будто женщина на корабле (в данном случае, в лодке) к неудаче, как на нашем пути появилась подозрительная парочка. «Стоп, – произнес инспектор. – Кто такие? Надо бы проверить». Оказалось, что чутье его не подвело. В надувной лодке и вправду находились браконьеры с сетями и пойманным толстолобиком. Их берут, что называется, тепленькими. Причем, никакой погони, стрельбы не было. Главное в таком деле – фактор внезапности.
– Да мы на свадьбу запас сделать хотели, – извиняющимся тоном произнесли нарушители. – Мужики, ну поймите.
– Свадьба – это хорошо, а вот браконьерство – плохо, – ответил инспектор. – За незаконный лов рыбы придется выплатить штраф в размере от 1000 до 2000 рублей с каждого, а также возместить ущерб в размере 250 рублей за «хвост». Так что по заслугам.
В заключение хочется отметить, что с начала 2009 года на смоленских водоемах было задержано уже более четырех сотен нарушителей. Регулярные рейды показывают: ни запреты, ни штрафы не останавливают любителей незаконного промысла. Объяснение одно – просто за удовольствие люди согласны платить.
Ольга Градова
Газета «Смоленские губернские ведомости» №25 (645) от 30.06.2009 г.