«Горячая линия» рыбоохраны

Рыбных браконьеров надо брать «за жабры»

18 августа 2009
НА РЫБАЛКУ С ЛИНЕЙКОЙ
По словам старшего госинспектора отдела госконтроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Владимирской области Сергея Потехина, больше всего браконьеров на Оке и Клязьме. Только за июнь было изъято более 50 сетей, а также 6 подъемов, 3 вентера и 16 экранов – это своеобразные разновидности запрещенных сетей. Самое популярное у браконьеров орудие – экраны, или, как называют их сами нарушители, телевизоры – металлические сетки-ковши. В июне на Клязьме задержаны 55 «телевизионщиков» и еще около тридцати браконьеров – на Оке. На нарушителей наложены штрафы на сумму в 57 тысяч рублей. А за первые недели июля задержаны еще 15 ловцов.
Чаще всего браконьеры, стремясь уйти от ответа, ссылаются на то, что якобы не знали о правилах рыболовства и даже не догадывались, что сети – орудия запрещенные. Правила в этом году новые – они согласно приказу Федерального агентства по рыболовству вступили в силу в апреле. Но в них сохранены все общественные «табу» для рыбаков: период с 19 апреля по 20 мая является запретным сроком для ловли всеми орудиями, за исключением одной поплавочной или донной удочки с берега. Появляться в нерестовый период рыбы на воде запрещено вообще. А раков можно ловить только с 1 июля по 9 октября.
Согласно правилам, категорически запрещается в любой период ловить осетровые виды рыб (в Клязьме и Оке они тоже встречаются). Запрещено также ловить молодь. Правила даже оговаривают разрешенный «рост» речных обитателей. Если на удочку попались жерех и судак длиной менее 40 см, лещ короче 25 см, щука – 32 см и пресноводный сом короче 90 см, рыбак обязан немедленно выпустить улова обратно в воду и сообщить о произведенных действиях в территориальные органы рыболовтсва. Возобновление добычи рыбы в данном месте будет возможно только с разрешения служб надзора.
Ясно, тот ни один браконьер рыбу измерять линейкой не станет, а у ж тем более отпускать обратно в воду из любви к природе и чистосердечно признаться в своем промысле инспекторам. Поэтому у рыбной охраны остается один путь – провести рейд и подловить браконьера на использовании запрещенных орудий добычи.
ПАУКОМ И ЧЕРЕПКОМ ОСЕТРА НЕ ЛОВИТЬ
В любительском и спортивном рыболовстве запрещается применение не только сетей всех видов, но и любых ловушек и конструкций (мереж, вентерей, верш, «морд», «заколов» – названия орудий так и перечислены в правилах – на неофициальном браконьерском сленге). Запрещено также использовать удочки и спиннинговые снасти всех систем с общим количеством крючков более десяти штук у одного рыбака и тралящие орудия лова. Для них в правилах с десяток образных определений: бредни, неводы, накидки, хватки, буры, черепки, косынки, котцы, крылатки, немки, возьмилки, жмыхоловки, комбайны, режаки, оханы, большие пауки и черпаки, остроги, багры, капканы, глушаки… Еще нельзя ловить на подсветку и дорожку из двух и более приманок. Запрещается ловля раков руками и возведение шалашей на берегу.
Минимальный штраф, если инспектор поймал нарушителя с сетями или «телевизорами», – одна тысяча рублей. Закон предусматривает для браконьера наказание вплоть до уголовной ответственности. Но наложить штраф от 2 тысяч рублей, а тем более наказать нарушителя реальным лишением свободы может только суд. Процедура это долгая, да и доказательства преступного деяния собрать сложно, и нарушители в основном отделываются минимальным штрафом. Чтобы привлечь браконьера к серьезной ответственности, надо поймать его с запрещенной рыбой, занесенной в красную книгу (осетр и белуга), или доказать крупный ущерб для экологии. Но нарушители ловко избавляются от рыбы при виде инспекторов, а электросачки и резиновые лодки просто бросают и спасаются бегством. Если ловили сетями, спокойно сдают орудия и соглашаются на протокол-минималку с тысячерублевым штрафом.
По словам Сергей Потехина, случаи привлечения к уголовной ответственности и взыскания по суду крупных штрафов с браконьеров в области есть. Обвинение в экологическом ущербе в июне было предъявлено только одному браконьеру. Рыбак поймал 102 плотвы, за что заплатил 1700 рублей.
Ущерб экологии высчитывается по тарифам, утвержденным правительством. К примеру, считается, что из-за маленькой плотвички природа пострадала на 17 рублей. Ущерб от увесистой щуки – 250 рублей.
РЫБНАДЗОРУ НУЖНЫ ДОБРОВОЛЬЦЫ
Росрыболовство было создано недавно, и сейчас в области незаконный лов рыбы контролируют всего десять инспекторов. Они работают в Кольчугинском, Собинском, Петушинском, Гороховецком районе, в окрестностях Мурома и Владимира.
Десять «контролеров» на весь регион – такая штатная численность утверждена Федеральным агентством по рыболовству. А браконьеров сотни. Выход у инспекторов один – чтобы справиться с объемом работы, они должны привлекать общественников. Закон это позволяет. В соответствии с решением Росрыболовства с этого года у одного инспектора может быть пять внештатных помощников. Добровольцы получают удостоверения и все права инспектора рыбоохраны.
По закону выходит, что в нашем регионе может быть создана сеть добровольных помощников, насчитывающая до 50 человек. Но набран далеко не полный штат. Единомышленников днем с огнем не сыщешь. Чтобы согласиться ловить браконьеров на общественных началах, надо быть «экологом от природы». К тому же иметь уйму свободного времени (у инспекторов ненормированный рабочий день, в рейды чаще ходят ночью), хорошую физическую подготовку и железные нервы.
МОЯ ЛОДКА С КРАЮ
Помочь инспекторам могли бы рыбаки, промышляющие законной ловлей. Если они видят, что «соседи по водоему» намерены применить электросачки и сети, то могут предотвратить массовую гибель рыбы, сообщив куда нужно.
– При поражении током в воде гибнет все живое на многие метры вокруг – не только рыба, но и моллюски, лягушки, обитатели дна. Река становится пустыней, – сокрушается Сергей Потехин. – Но даже настоящие рыболовы порой относятся к варварству, происходящему у них на глазах, равнодушно: есть правоохранители, вот путь и ловят нарушителей. А моя лодка с краю.
Служба внутренних дел, в том числе линейная милиция на транспорте, конечно, помогает рыбоохране ловить браконьеров. Правоохранители имеют право досматривать машину нарушителя, лодку, изымать орудия лова, составлять протокол и налагать штраф. Но, говорят инспекторы, полномочия у них есть, а реальных возможностей нет. Как проводить рейды и операции по задержанию, если на всю область две машины УАЗ и три лодки. Инспекторам положены бинокли, а также цифровые фотоаппараты, чтобы собрать доказательства для суда. Но ничего этого нет, как нет ни обмундирования, ни снаряжения. И, что важно, нет оружия. А по званию положен табельный пистолет Макарова.
А во браконьеры вооружены до зубов. У многих охотничьи ружья. Поэтому зачастую браконьеры не воспринимают инспекторов всерьез, угрожают расправой.
СПРОС НА МАЛЕНЬКИЙ РЫБНЫЙ ЗАВОДИК.
Федеральный центр обещает инспекторам поддержку. Ведь служба была создана недавно, поэтому еще слабо оснащена. Владимирские инспекторы мечтают о современном катере, вроде таких, что имеет на вооружении МЧС. Хотя понимают, что для борьбы с браконьерством одной техники и жестких штрафных санкций будет недостаточно. Эффективными меры государства станут, когда у людей появится работа, позволяющая не заниматься криминальной ловлей. И когда успешной станет легальная рыбная отрасль.
Одновременно необходимо заняться наведением порядка в сфере несанкционированной торговли рыбой, создавая в традиционных местах стихийных рыбных базаров официальные торговые точки. Действуя так можно будет и имеющийся спрос удовлетворять, и контролировать торговлю рыбой в этих местах.
О том, что с рыбным хозяйством нужно что-то делать, на уровне правительства тоже сегодня говорят. Есть вариант придать рыбопромышленному комплексу статус нацпроекта или, по крайней мере, объявить его «близким к национальному проекту». Ведь масштаб браконьерства уже сопоставим с объемами законного отлова рыбы.
Рыбная отрасль находится в ведении Минсельхоза, а сельские предприятия, как известно, в рамках проекта развития АПК, могут получать кредиты. «Водные» предприниматели тоже могут объединиться для создания современных заводов по переработке рыбы и воспроизводству некоторых её пород. Например, того же осетра или карпов можно выращивать искусственно в промышленных масштабах, и спрос на продукцию будет. Это направление вполне может стать актуальным для нашего региона. Отдельные рыбные хозяйства в области уже есть.
А решающим в этой проблеме должно стать принятие отдельной программы развития рыбного хозяйства. Специалисты единодушны: отрасль во внимании государства действительно остро нуждается. Если положение дел срочно не исправить, через несколько лет ловить будет просто нечего.


Газета «Призыв»
№110 от 28.07.2009 г.