На период рыбьего нереста приходятся самые жаркие для сотрудников рыбнадзора месяцы. Весна и начало лета – пик браконьерской активности. Только на Оке в окрестностях Алексина в этом году было выявлено 50 нарушителей правил рыбной ловли, изъято около сотни сетей общей длиной порядка пяти километров.
Ока всегда была одной из самых привлекательных для тульских рыболовов рек. Тут по-прежнему, несмотря на значительный рыболовный прессинг, попадаются, не говоря уже о белой рыбе, и сомы, и судаки, и даже стерлядь (которую выпускать на свободу положено). С 1985 года с браконьерами на алексинской Оке в окрестностях Алексина борется Сергей Одиночников. Окские рыболовы хорошо его знают и по старинке называют рыбинспектором, хотя формально его должность ныне именуется так: специалист первого разряда отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тульской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству. Сходу не то, что запомнить - прочесть непросто. Но рыба не умеет читать, и ей все равно, кто ее охраняет.
Четвертый год рыбоохранное ведомство находится в стадии реорганизации. Год назад Госкомрыболовство было преобразовано в Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), тогда же было создано Московско-Окское территориальное управление, в ведении которого 12 субъектов Федерации ЦФО, в том числе и Тульская область. За соблюдением рыбоохранного законодательства на территории Тульской области наблюдают пять специалистов.
- По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество нарушителей, оштрафованных за использование браконьерских способов ловли рыбы, выросло, - рассказывает Сергей Одиночников. -Минимальная сумма штрафа за браконьерство составляет тысячу рублей. Чаше всего нарушители добровольно соглашаются оплатить квитанцию, так как нанимать адвоката и доказывать в суде свою невиновность накладно. Стычек, провокаций и активного сопротивления, как правило, не возникает, если инспектор ведет себя правильно.
Настоящим бедствием для наших водоемов, и это не только к Оке относится, стали дешевые китайские меолкоячеистые сети. Продаются они повсюду, чуть ли не в хлебных магазинах. Цена у них никакая, и браконьеры, не задумываясь, бросают их в случае опасности. Бывает, что молодежь, шумно проводящая выходные на берегу реки, ставит сети ради забавы, а уезжая, «забывает» их собрать. Таких бесхозных сетей с мертвой, уже протухшей рыбой полно у мест опустевших стоянок после выходных и праздников…
Законопослушные рыболовы, не равнодушные к природе, понимающие, что здесь еще жить нашим детям и внукам, охотно сотрудничают с рыбнадзором, сообщают инспекторам о фактах браконьерства и местах постановки сетей. Матерого браконьера надо брать только с поличным, когда сеть с рыбой в лодке. Кстати, гражданин может сообщить о фактах браконьерства и в милицию. Сотрудники РОВД наделены правом составлять протоколы, в числе прочего, и о нарушении правил рыболовства. Среди браконьеров, по наблюдению инспекторов, распространены две категории граждан: предприниматели и безработные, проживающие вблизи водоема. Предпринимателям рыба не нужна: они выбираются на реку отдохнуть, выпить водочки и покуражиться.
- Недавно введены в действие новые Правила рыболовства, которые регламентируют не только орудия лова, но и впервые - минимальный размер рыбы для вылова, - говорит Одиночников. - Например, запрещается вылов судака менее 40 см в длину. Придется рыбакам привыкать к новым порядкам. Хотя привычки менять сложно, еще недавно допустимо было ловить все виды рыбы любых размеров…
Сергей Одиночников продемонстрировал корреспонденту «Молодого коммунара» небольшую часть своего «улова» этого года. Все эти вещдоки подлежат уничтожению. Среди трофеев – сети и сетевые ловушки различных конструкций, например, «телевизор», а также металлические остроги - колющие орудия, принадлежащие к числу запрещенных. Незаконные орудия лова браконьеры используют и в зимний период. Так, для подледного лова на Оке применяются металлические якоря – «багрилки». Сергей Анатольевич показал вашему корреспонденту фотографии конца 80-х годов прошлого века, сделанные замечательным алексинским рыбаком и фотографом Александром Николаевичем Комаровым, на одной из них изображена шахматная доска, заставленная этими самыми «багрилками», а на другой – сети, собранные в ходе одного из рейдов.
- К сожалению, технический прогресс нам не на руку, - говорит Одиночников. - Раньше, когда не было мобильной связи, мы за один рейд «накрывали» до 20 нарушителей. Свой рекорд двадцатилетней давности – 22 браконьера за смену – мне уже не повторить. Весть о том, что приближается инспектор, моментально разлетается по реке. Приходится идти на различные хитрости. Какие – это профессиональная тайна…
Екатерина Назарова.
Газета «Молодой коммунар» 26.06.2009 г.