В связи с широким резонансом среди подводных охотников, вызванным публикацией в газете Известия статьи Ивана Петрова «Щукой буду: богатые аквалангисты и китайские сети против рыб России», в которой опубликовано интервью руководителя Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее – Управление), сообщаем следующее.
Первое, что вызвало недоумение рыболовов, занимающихся подводной охотой, это строки из статьи со ссылкой на руководителя Управления, что «Под водой разрешается ловить без подсветки. «С маской и трубкой можно нырнуть, но с аквалангом и фонарем уже нет». Опытным рыболовам известно, что подпунктом «б» пункта 29. Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.11.2014 № 453 (далее – Правила рыболовства) установлено, что при любительском и спортивном рыболовстве запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов «на подсветку» - с использованием осветительных приборов и фонарей различных конструкций с поверхности и в толще воды в темное время суток (астрономическое, с захода до восхода солнца) для добычи (вылова) водных биоресурсов, за исключением осуществления подводной охоты, рыболовства с использованием удочек (в том числе донных удочек) и спиннинговых снастей всех систем и наименований, а также раколовок.
При этом многие любители подводной охоты расценили это исключение, введенное в подпункт «б» пункта 29. Правил рыболовства в 2014 году, как разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов способом «на подсветку». Однако это не так, поскольку запрещенный Правилами рыболовства способ «на подсветку» подразумевает под собой использование осветительных приборов для привлечения и ослепления рыбы и основан на естественном инстинкте некоторых видов рыб идти на освещенный участок водоема, что, по сути, и является запрещенным способом.
До внесения изменений в подпункт «б» пункта 29. Правил рыболовства многие подводные охотники, которых привлекали к административной ответственности за использование фонаря, обосновывали это тем, что фонарь необходим им для безопасности, поскольку под водой, особенно в ночное время, отсутствие фонаря может привести к трагическим последствиям. Учитывая мнение любителей подводной охоты, в Правила рыболовства были внесены изменения, допускающие использование фонаря для погружения в ночное время или в воде с низкой видимостью, но никак не разрешающие использование фонарей в качестве подсветки для добычи (вылова) водных биоресурсов, как, впрочем, и использование «светлячков» или фонарей для подсвечивания сигнализаторов поклевки для донных удочек и спиннинговых снастей всех систем и наименований. Об этом же говорит и абзац подпункта «б» пункта 29. Правил рыболовства допускающий использование фонарей для подводной охоты только «в темное время суток (астрономическое, с захода до восхода солнца)», а не круглосуточно.
Таким образом, учитывая тонкую грань между использованием фонарей для погружения или для добычи (вылова) водных биологических ресурсов способом «на подсветку», слова руководителя Управления сообществом подводных охотников истолкованы не верно, руководитель в своем интервью подразумевал именно запрет на использование фонарей различных конструкций в качестве «подсветки» при осуществлении подводной охоты.
К слову сказать, данные изменения в подпункт «б» пункта 29. Правил рыболовства внесены без учета мнения инспекторов рыбоохраны, которым сейчас приходится в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при нарушении лицами, осуществляющими подводную охоту действующих Правил рыболовства, доказывать, что фонарь использовался ими именно в качестве «подстветки», а не для безопасного погружения, что зачастую осложняет работу инспекторов рыбоохраны, поскольку несмотря на все заверения любителей подводной охоты о соблюдении ими всех правил и оказания помощи при чистке водоемов, есть и такие, которые не брезгуют воспользоваться своим преимуществом перед инспектором и пробелами в законодательстве, а как говорится в пословице «паршивая овца все стадо портит».
Поэтому в своем интервью руководитель Управления имеет в виду именно «нерадивых» рыболовов, которые не брезгуют любой добычей, попадающейся на их пути, и используют соревновательный принцип «кто больше?», и никак не хотел обидеть добросовестных рыболовов, которых конечно большинство и не только среди подводных охотников, но и среди любителей других способов лова.
В этом же контексте следует расценивать и слова руководителя Управления про выбивание подводными охотниками «маточного стада», поскольку именно подводные охотники, имеющие преимущества перед любыми другими рыболовами, выбирают рыбу покрупнее, которая встает на зимовку на зимовальные ямы и уже не такая активная, как в весенне-осенний период.
Кроме того, не каждый «добросовестный рыболов» при виде большого скопления рыбы, будь то «котел» нерестящегося в камышах карася или косяк стерляди, ставшей на зимовальной яме, устоит перед соблазном зачерпнуть сачком или подстрелить рыбку побольше да пожирнее, при этом, не ограничивая себя в количестве добытой таким способом рыбы. И это не голословные обвинения всего рыболовного сообщества, а факты из будней рыбоохраны, которые подтверждены протоколами и вступившими в силу постановлениями о привлечении к административной ответственности или приговорами судов. К сожалению, Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» не позволяет Управлению разместить фамилии этих «героев», чтобы рыболовное сообщество знало их, как говорится, в лицо.
Именно о нарушителях действующего законодательства в области рыболовства и о проблемах, с которыми сталкиваются должностные лица Управления, при осуществлении ими возложенных на Управление функций по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, идет речь в интервью руководителя Управления газете Известия.
При этом, руководитель Управления, используя выражение «браконьеры», как раз и говорит о нарушителях действующего законодательства, которых, конечно же, в процентном соотношении гораздо меньше, чем добросовестных рыбаков любителей, которые рассматривают свое увлечение не как способ добычи пропитания, а как отдых на природе.
В свою очередь, Управление выражает свою озабоченность, что статья о браконьерстве вызывает широкий резонанс среди рыболовного сообщества, которое ищет подвох в каждом действии и выражении должностных лиц Управления, обвиняя их в прессинге обычных рыболовов. Огромное количество негатива, обрушивается на инспекторов рыбоохраны при осуществлении ими мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения.
Для исключения непонимания со стороны рыболовов, которыми действия инспекторов трактуются не иначе как «сами не ловят и другим не дают», Управление приглашает неравнодушных граждан к участию в заседаниях рабочих групп по вопросам любительского рыболовства в зоне деятельности Управления, которые созданы в каждом территориальном отделе Управления, для обсуждения насущных вопросов, чтобы в дальнейшем представить обоснованные предложения для внесения изменений в действующие Правила рыболовства, положения которых как раз направлены на сохранение водных биологических ресурсов в наших водоемах и их биологического разнообразия, а не для того чтобы, как думают многие, «кошмарить» рыболовов.
Управление выражает надежду, что благодаря нашей совместной работе мы оставим нашим потомкам чистые водоемы, населенные большим разнообразием водных биологических ресурсов.